ЛЮБОВЬ - РАЗРУШИТЕЛЬ МАТЕРИИ



РОЛАН №101 Ноябрь'2010

Стройный, импозантный и энергичный актер с пронзительным, порой до трагизма, взглядом — Илья Любимов давно привык удивлять. Неожиданными образами, неожиданными мыслями и необычным для светского красавца, на которого он так похож, образом жизни эдакого москвича-анахорета. Работая на сцене одного из лучших театров страны — «Мастерской Петра Фоменко» — Илья и в телесериалах нередкий гость, и в полнометражном кино. И всюду он разный: на сцене — князь Андрей Болконский и блестящий помещик Паратов, в сериалах — вредный директор по персоналу и рядовой оперативник. В кино же Илья прошел путь от социальных низов «Одиссеи 1989» Ильи Хотиненко и «Бумера» Павла Буслова до офисного бунтаря-интеллектуала, задыхающегося в тесных рамках рутины («20 сигарет» Александра Горновского).

В фильме Романа Каримова «Неадекватные люди» Любимов наконец-то играет человека «прямо из жизни»: не экспресс-ивного чудака, не собирательный образ, не пародию и не шарж. А просто нормального интеллигентного молодого человека Виталия, переживающего не только кризис среднего возраста, но и последствия серьезной психологической драмы. И вот в момент, когда ему так нужна стабильность, спокойствие и душевный нейтралитет, в его жизни появляется соседская старшеклассница Кристина (Ингрид Олеринская), которой нужно все что угодно, кроме спокойствия и равновесия…

- Илья, как был вам представлен и предложен этот проект?
- Мне позвонил продюсер Михаил Кукушкин и сказал, что он работает над оригинальным проектом молодого режиссера, который сам написал сценарий, и что у них цейтнот и давно пора начинать. Также сказал, что в проекте совершенно нет денег и это будет чистый альтруизм. И прислал мне сценарий. Я прочитал сценарий и понял, что это действительно очень оригинальная вещь.

- В чем же ее оригинальность? Мне как раз показалось, что фильм абсолютно зрительский, в чем-то даже массовый…
- Оригинален не структурой сценария. История, рассказанная в фильме, в некотором смысле хрестоматийна — этакие вечные колебания мужчины и женщины, вечные поиски любви и самого себя… Фильм оригинален именно тем, что в нем живут очень объемные герои, живые диалоги, за репликами которых чувствуются живые люди, что все это имеет под собой неподдельный жизненный опыт. Одним словом, сценарий мне очень понравился. Да и что может быть интереснее такой авантюры?
- Это молодежный фильм?
- Она, скорее, вневозрастная — в ней затрагиваются вечные темы. Я убедился в этом на примере людей совершенно разных поколений, которые смотрели картину и которым она понравилась. Возраст — биологи- ческая привязка человека к миру, но внутреннее содержание человека часто далеко от цифры, которая у него в паспорте и памяти.

- Что вы можете сказать о работе Романа Каримова как режиссера? Он совершил очень смелый поступок — собрал серьезных, хоть и молодых актеров, нашел где-то деньги на собственный фильм, почти все сделал сам: монтаж, сценарий,
саудтрек…

- Несмотря на отсутствие большого опыта, Роман оказался человеком, который очень хорошо знает, что ему нужно. Это я понял уже после первой пробы, в ходе которой мы, не побоюсь этого слова, очень понравились друг другу. Роман — человек, который принципиально идет тяжелым путем донесения какой-то идеи до зрителя. В нем есть — и без этого не может существовать художник — здоровое честолюбие. Он человек в хорошем смысле целеустремленный, и он не наступает на горло своей совести и ощущениям, он бескомпромиссный человек. Когда он преследует свою цель на площадке, он добивается своего любым способом. Он человек идеи, каких не так много, человек серьезного внутреннего содержания.


- Вы говорите о двадцатишестилетнем дебютанте как о серьезном художнике!
- Ему, как любому мужчине и художнику, предстоит проходить через серьезные испытания, и все эти испытания будут его закалять, и он, конечно, уже большой режиссер, серьезный художник. В талант режиссера входит не только умение непосредственно ставить картины. Это и умение аккумулировать усилия многих нужных людей, большие организаторские способности: нужно суметь поставить дело, возбудить в людях интерес к нему. Режиссер — это режиссер-команда. Сам по себе режиссер — необходимая и безусловная часть организма, который являет собой кино. Потому что в том, что кино удалось, есть заслуга всех участников съемки, всей команды, обладающей очень серьезной харизмой. Это модное нынче слово, его используют порой не по назначению, оно с греческого переводится как «дар». И дар Романа, и те возможности, которые реализует его команда, — очень серьезное приобретение. В том большом, настоящем кинематографе, к которому русское кино сейчас отчаянно стремится, режиссер — это не только самостоятельная личность, но и люди вокруг него, его команда. Потому что сам по себе человек в кино очень мало значит, даже с сильными идеями, даже целеустремленный. Раствориться в команде и растворить команду в себе — самая серьезная задача для режиссера, и только в таком случае, на мой взгляд, может получиться картина. И Роману это удалось.

- Вы уже говорили, что вам понравились диалоги в картине; они действительно отличные, это все замечают. Когда смотришь фильм, не верится, что это все из сценария, кажется, они придуманы или прожиты на ходу. Какова там реальная доля импровизации?
- Импровизация, конечно, там есть в ряде мест, но, по обыкновению, лучшая импровизация — подготовленная заранее, то есть если мы что-то изобретали, то с Ромой мы это обсуждали. Но в большинстве своем диалоги написаны им, есть у него и такой талант. Он наблюдательный человек, ценит настоящее в людях, умеет это видеть.

- По-вашему, главные герои действительно неадекватны? У вашего героя в фильме довольно туманная предыстория, некоторая странность манер и склонность к дракам…
- Дело в том, что любовь вообще миру неадекватна. Любовь — разрушитель материи и созидатель чего-то иного, не материального. Любовь — это жертва, а жертва миру всегда неадекватна. Любовь современному миру совершенно чужда. Современный мир живет лозунгами «хочу все и сразу», «жадность — это хорошо», «ты никому ничего не должен», «ты — царь мира». Мир во все времена старается вытравить из человека любовь, и когда человек получает в дар такое серьезное богатство, как любовь, то он становится неадекватным миру. Не жильцом! Человека влюбленного, а точнее — несущего в себе Любовь, всегда, во все времена, мир будет называть «неадекватным»… Все это выражено в Евангелии, когда Богочеловека, принесшего в мир Любовь и олицетворившего ее, мир распял и отверг, то есть признал, по сути, неадекватным. Мир ненави- дит Любовь и стремится жить без Любви, угождая только себе. Там, где есть жизнь только для себя, — там нет Любви. Поэтому герои нашей картины, на которых обрушился этот дар — Любвь — и смял их, перевернул их жизнь, — они, конечно же, стали неадекватны миру. И поэтому финальный поцелуй наших героев в картине происходит в машине, а не во дворце, не в «мягких одеждах», а в бегстве, вдали от дома, в пути через терния, испытания и слезы.

- В картине нет такого уж хеппи-энда, там все заканчивается несколько неопределенно…
- В некотором смысле это история с открытым концом, потому что если продолжать, если думать, что там будет дальше, то, конечно, эти два человека обречены. Мы закончили историю на пике эмоций, и что там будет дальше — это не важно… Но, например, история безумной любви Ромео и Джульетты, которая заканчивается чуть-чуть дальше этого пика, как известно, приводит героев к смерти. Вообще, Любовь — оружие против мира.

- Да, но Ромео и Джульетта принадлежали к одному поколению, они были ровесники. Неужели между вашими с Ингрид Олеринской героями нет непреодолимой пропасти возраста и разных поколений?
- Если речь идет именно о любви, как у нас в картине, а не о страсти или ином каком пустом времяпрепровождении, то для любви нет в этом смысле никаких условностей и «поколений». Любовь, по слову апостола, вне границ, вне рамок, она все сносит и никогда не перестает…

- А с точки зрения актерского мастерства было ли вам трудно работать с Ингрид, которая действительно очень молода и не имеет совсем опыта в кино?
- Ингрид, во-первых, человек очень терпеливый, с очень серьезной работоспособностью, не испорченный искушениями шоу-бизнеса, человек, умеющий слушать и учиться. У нее очень много качеств, они выгодно отличают ее от тех людей, которые целенаправленно идут в актеры и уже считают себя ими. Она весьма трезво оценивает себя, а это уже очень существенное приобретение. Она очень много слушала на площадке, что-то перенимала, и у нее не было ложного стыда спрашивать и пробовать. Но самое ценное, что может быть в любом человеке, и это есть у нее, — умение держать данное слово. Это по большому счету единственный критерий, по которому и оценивается человек. Ведь хотя ее и предупреждали, и сама она понимала, что иногда будет сложно и даже невыносимо сложно, — тем не менее, дав команде какие-то обещания, она держала их до последнего. И это, пожалуй, главные впечатления от человека, от женщины, потому что остальные качества, которые в ней присутствуют, все ее многочисленные дары — все это будет меркнуть по сравнению с тем, что она человек слова и терпения. И поэтому работалось с ней очень легко.

- А других, «взрослых» актеров фильма пригласили независимо от вас в проект или вы кого-то посоветовали?
- Я предложил Юлию Такшину, очень хорошую актрису и яркую женщину, на роль начальницы моего героя. У Юлии есть редкий дар — она вообще не боится быть какой угодно. Она не преследует постоянно цели быть красивой и привлекательной в кадре, отчего она становится вдвойне привлекательной. Так что в свою роль она вписалась прекрасно.

- Есть какие-то планы на участие в полнометражных картинах в ближайшее время?
- Да, конечно, есть много задумок на большое кино, но пока ничего не подписано, и говорить об этом рано. «Адекватно» говоря, актер, и вообще художник, если он полноценно подходит к работе, то максимум, на который он способен, — это две, самое большее три полноценные картины в год. Невозможно беспрестанно заниматься этой внутренней проповедью, каковой является всякое творчество: любая проповедь должна иметь свое время и место. Должна быть и просто жизнь, откуда и черпаются сила и желание что-либо вообще говорить. Посмотрим, как будет принята эта картина, а что там дальше — покажет время.

Беседовал Станислав Бенецкий

19.01.2017
Поделиться статьей:
НОВИНКИ КИНОПРОКАТА
Горизонт: Американская сага: Часть 1
Horizon: An American Saga - Chapter 1
2024, 16+, США, Драма, Вестерн
Горизонт: Американская сага: Часть 1
Мёртвые не причиняют боли
Dead Don't Hurt, The
2024, 18+, Мексика, Канада, Дания, Вестерн, Драма, Мелодрама
Мёртвые не причиняют боли
Найти короля
Wangeul Chajaseo
2024, Южная Корея, Фантастика, Приключения, Драма
Найти короля
Fallout
Bunker, The
2023, США, Боевик, Триллер, Криминал
Fallout
Час тишины
Silent Hour, The
2023, США, Триллер, Криминал
Час тишины
Непробиваемый
Armored
2024, США, Боевик, Криминал, Триллер
Непробиваемый